Положение ДО

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Информационно-образовательная среда – это основанная на использовании
компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными
технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное
информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного
заведения и общественность.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и потребностей конкретного обучающегося.
1.1. Местом
осуществления
образовательной
деятельности
при
реализации
образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является место нахождения МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска»,
независимо от места нахождения обучающихся.
2. Компетенция МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» при применении электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ
2.1. МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» вправе применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской
Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при
проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся.
2.2. МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» доводит до участников образовательных
отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий МАОУ «СОШ №30
г.Челябинска»:

- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки

педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников;

- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно
информационных и телекоммуникационных технологий;

с

использованием

- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и
учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;

- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой
форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в
Российской Федерации».

2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий МАОУ «СОШ №30
г.Челябинска» вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий МАОУ
«СОШ №30 г.Челябинска» самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:

- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной

среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой

осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.

2.6. МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» вправе осуществлять реализацию
образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде
онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и
организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку
результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной
информационно- образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через
информационно-телекоммуникационную сеть интернет.
2.7. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайнкурсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом
об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части
в виде онлайн-курсов.
3. Учебно-методическое обеспечение
3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
включает
электронные
информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях
и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями
ФГОС, локальными документами МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска».
3.2. Учебно-методическое
обеспечение
должно
обеспечивать
организацию
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося
(самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся
необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят:
- основные образовательные программы;
- рабочие программы;
- документы, регламентирующие сценарии обучения с указанием видов работ, сроков
выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения;
- методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и
контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
- электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на
электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные
в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами МАОУ «СОШ №30
г.Челябинска»:
1. текстовые – электронный вариант учебных пособий или его фрагмента,

литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты,
представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и
энциклопедий;
2. аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида
учебного материала;
3. видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный ролик;
4. программный продукт, в том числе мобильные приложения.
4. Техническое и программное обеспечение
4.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий включает:

-

сервера для обеспечения хранения
информационного обеспечения;

-

средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения
эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения, а
также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся МАОУ «СОШ №30
г.Челябинска»;
коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные
сети и сеть интернет.

-

и

функционирования

программного

и

4.2.
Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий включает:

- Автоматизированная Информационная Система «Сетевой город. Образование» (АИС

«СГО»). Выполняемые функции: 1) передача обучающимся информации о дате, форме и
особенностях проведения занятия с применением дистанционных технологий.
Информация размещается в графе «Задание» или «Домашнее задание» в электронном
журнале, являющемся частью АСИ «СГО»; 2) фиксация результатов работы над
заданиями, предложенными во время проведения занятия с применением
дистанционных технологий;

- Электронный образовательный ресурс для обучающихся 1-4-х классов «Учи.ру»

-

(https://uchi.ru) и «Российская электронная школа» («РЭШ») (https://resh.edu.ru); для
обучающихся 5-11-х классов - «Российская электронная школа» («РЭШ»)
(https://resh.edu.ru). Выполняемые функции: 1) предоставление обучающимся доступа к
материалам, предлагаемым для ознакомления учителем 2) проведение контрольнооценочных мероприятий 3) фиксация выполнения задания обучающимся 4)
формирование отчетов об активности участников образовательных отношений; Вход в
учетную запись «Учи.ру», «РЭШ» осуществляется через АИС «СГО» после привязки
учетных записей;
Программное обеспечение и сервисы, обеспечивающие: 1) возможности обмена
электронными письмами, с использованием корпоративных электронных ящиков 2)
возможность совместного редактирования документов 3) проведение онлайн-совещаний
и занятий с использованием учетной записи обучающегося 4) возможность создание
школьного портала дистанционного обучения, сочетающего в себе информационную
функцию, а также возможность создания единой методической базы дистанционных
уроков.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий

5.1.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий могут организовываться такие виды учебных видов деятельности (занятий и
работ), как:
- уроки;
- лекции;

семинары;
практические занятия;
лабораторные работы;
контрольные работы;
самостоятельная работа;
консультации с преподавателями;
видеоконференции.
5.2. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора
непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не
должна превышать:
- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором –
20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов
составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся в IX–
XI классах – три урока.

-

5.3.

При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо
осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03.

5.4.

Для обучающихся в старших классах при организации производственного
обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50
процентов времени занятия.

Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без
учебных занятий, не должна превышать 50 процентов продолжительности рабочего времени
при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.
Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще двух раз в
неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся II–V классов – не более 60 мин;
- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 мин.
5.5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса с
использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения:
5.5.1. Ответственный за электронное обучение осуществляет общее руководство по
использованию в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения по направлениям:

- Проведения

мониторинга
востребованности
использования
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения у участников образовательных
отношений с применением этих технологий;

- Организационное обеспечение проектов и программ, в том числе мониторинга
готовности МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» к дистанционному обучению;

- Определение порядка и форм доступа к используемым МАОУ «СОШ №30
г.Челябинска» информационным ресурсам при реализации электронного обучения и
обучения с применением дистанционных технологий;

- Общее состояние технических средств МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» для
обеспечения дистанционного и электронного обучения;

- Повышение квалификации педагогических работников в области применения

информационно-коммуникационных технологий, используемых при дистанционном и
электроном обучении;

- Программно-методическое обеспечение учебного процесса в МАОУ «СОШ №30
-

г.Челябинска»;
Информационное обеспечение педагогического коллектива о ходе реализации
дистанционного и электронного обучения МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска».

- Своевременность выполнения участниками образовательных отношений с применением

дистанционных технологий требований данного Положения, а также регламентов
проведения занятий с применением дистанционных технологий (Приложение 2).
5.5.2. Заместитель директора по УВР:

- Контролирует уровень качества результатов, полученных в ходе занятий с применением
дистанционных технологий;

5.5.3. Разрабатывает локальные акты (распоряжения, приказы) о распределении у
учителей часовой нагрузки с применением дистанционных технологий; (в начале
каждого года приказ
5.5.4. Согласовывает и собирает информацию об индивидуальных учебных планах
обучающихся

-

5.5.5. Учитель (тьютор):
Проводит занятия в дистанционной форме, согласно требованиям данного Положения, а
общих требований к проведению урока в дистанционной форме и регламентов
проведения занятий с применением дистанционных технологий (Приложение 1);

- При необходимости формирует индивидуальную образовательную траекторию
обучающегося, отраженную в индивидуальном учебном плане;

- Проводит консультирование обучающихся по вопросам проведения совместных занятий
с использованием дистанционных технологий;

- Заносит результаты работы обучающихся при проведении занятий с использованием
дистанционных технологий;

- Ведёт учёт посещаемости своих занятий с использованием дистанционных технологий,
при необходимости информирует родителей о непосещении ребёнком занятия или
невыполнении заданий;

-

5.5.6. Обучающийся:
Выполняет все предлагаемые ему задания при проведении занятий с использованием
дистанционных технологий;

- Обращается к учителю или координатору электронного обучения при невозможности

получить доступ к информационным ресурсам, используемым при работе в
дистанционном режиме (потеря учетных данных, смена пароля);
6. Порядок утверждения Положения и внесения в него изменений
6.1. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения по инициативе:
педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
6.2.

Положение и изменения к нему рассматриваются и принимаются на заседании
Педагогического совета и утверждаются приказом директора.

Приложение 1.
Общие требования к проведению занятий с
применением дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Основные понятия
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку
обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых
и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности
самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и
навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий.
1.2. Классификация дистанционных уроков
При подготовке урока в дистанционной форме необходимо учитывать вид взаимодействия с
обучающимися, вид самого урока. Урок должен иметь четкую структуру, а также отвечать
требованиям САНПИН в части непрерывного нахождения ученика возле монитора.
Дистанционные уроки по типу взаимодействия могут быть:
- в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного
рабочего места; Происходит непосредственное взаимодействие обучающихся с учителем
посредствам телекоммуникационных технологий (Skype, Teams, чаты). Такие уроки
стоит проводить только в том случае, если есть уверенность в том, что все учащиеся
смогут на нём присутствовать, т.к. материалы урока доступны непосредственно во время
его проведения.

- в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является

существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Материал урока доступны в любое время, либо в определенные временные рамки,
значительно превосходящие предполагаемую длительность самого урока.
По виду урока:
- Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимание обучающихся, обеспечение
мотивации для активной учебной деятельности.
- Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может
быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт
обучающихся.
- Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов.
Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные
особенности обучающихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте.
- Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
- Выполнение виртуальных лабораторных работ.
- Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чатзанятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к
чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросыпроблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается обучающимся с
комментариями преподавателя.
- Веб-квест. Проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого
используются информационные ресурсы интернета. Обучающиеся самостоятельно
проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных
носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации
- Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты.
Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель
делает заготовки и продумывает возможные реакции на них обучающихся.
Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и
компьютерных форумов.

Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в
виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение
длительного времени, возможно отложенное совместное редактирование;
- Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма
контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в
реальном времени посредством средств обмена сообщениями.
- Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который
проходит по сети.
- Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от
традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени. Взаимодействие
осуществляется с помощью Skype, Teams.
Структура дистанционного урока:
- Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного
обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.
Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками.
Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует
уровню подготовки.
- Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации, понятные
обучающемуся).
- Информационный блок (система информационного наполнения).
- Контрольный блок (система тестирования и контроля).
- Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного
взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Требования к дистанционному уроку
- Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное
начало и точное окончание урока. Сюда же можно отнести требование размещать
материалы урока либо внутри самого урока (презентация или пр.), либо по ссылке на
ресурс, на который у ребёнка есть доступ
- Внутренний порядок урока (его структура) целесообразное распределение урока на
этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок
содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся,
стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. обучающиеся должны
знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо
подготовленный
урок
учитывает
уровень
подготовленности
обучающихся,
характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет обучающимся
последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой. Сюда же
относится корректность содержания материалов урока (соответствие теме, уровню
подготовки обучающихся)
- Проблемный подход к обучению, в котором обучающиеся должны совершить по
существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного
познания: - понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы; - установление
частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез,
предположений, возможных путей решения или самих решений; - решение проблемы,
оценка решения.
- Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при
выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие
упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д.
- Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока, иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки,
сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы,
уметь пользоваться электронной почтой.

-

- Задания, подразумевающие высокую активность. Одна из проблем дистанционного
урока - высокая активность обучающихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать

такие условия, при которых обучающиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и
будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно
распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться обучающимся от одной цели к
другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока
необходимо поддерживать у обучающихся интерес к уроку, создавать мотивы
активизации их деятельности: менять форму работы, средства взаимодействия,
предлагать индивидуальные задания.
- Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с
проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими
обучающимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить
новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Порожденные
проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления.
Алгоритм разработки дистанционного урока:
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление,
контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4.
Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям
модели и формы дистанционного урока.
5.
Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих
материалов (презентация, отсылки к печатным или электронным версиям учебников и т.д.).
6.
Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику
(текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с
указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия.
Важно чтобы материалы были доступны любому ученику.
9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор
системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
10. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной
категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за
компьютером для обучающихся:
· 1-х классов - 10 мин,
· 2-5-х классов - 15 мин,
· 6-7-х классов - 20 мин,
· 8-9-х классов - 25 мин,
· 10-11-х классов - 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
Обсуждение результатов урока – 10 минут.
11. Подготовка сценария дистанционного урока.
12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности ученика подготовить
для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
13. Программирование
учебных
элементов
урока для представления
в
Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
14. Тестирование и опытная эксплуатация урока
16. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
17. Проведение урока.
18.
Анализ урока. Проведение рефлексии в конце каждого урока (ОБЯЗАТЕЛЬНО!)
Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны
учеников так и дистанционного учителя.

Регламент проведения занятий с
применением дистанционных
технологий с примерным сценарием проведения,
предлагаемыми инструментами
Ниже представлены регламенты для проведения уроков в дистанционной форме с
указанием особенностей и представлением некоторых сценариев проведения.
1. Единичный урок
Данный регламент применим в нижеперечисленных случаях: отмена занятий в связи с
морозами или иными экстренными причинами, в связи с которыми администрация школы
издает приказ о единоразовой отмене занятий.
2. Проведение серии уроков в формате ДО (карантин, холода)
Данный регламент применим в нижеперечисленных случаях: карантин в отдельно
взятом классе, карантин в школе, отмена занятий в связи с морозами
3. Проведение курса в формате ДО
Данный регламент применим для проведения дистанционно элективных курсов и курсов
внеурочной деятельности (1 час в неделю, выделение одного часа из 3-4-5 часовых курсов)
4. Проведение индивидуального занятия в формате ДО (консультации и т.д.)
Данный регламент применим при длительном отсутствии ребёнка по уважительным
причинам, а также при домашнем обучении
5. Отсутствие учителя
Данный регламент применим в нижеперечисленных случаях: болезнь учителя,
посещение курсов, командировка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».