Шадрина Е.В.
Подписано цифровой
подписью: Шадрина Е.В.
Дата: 2023.05.15 14:14:11
+05'00'
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное наименование
программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности «Основы мастерства»
Автор-составитель программы
Беляева Е.И., учитель технологии 1 категории
Тип программы
Модифицированная
Образовательная область
Технология
Направленность программы
Художественная
Уровень освоения программы
Общеразвивающий
Способ освоения содержания
образования
Репродуктивный, творческий
Форма организации содержания и
процесса педагогической
деятельности
Интегрированная
Уровень реализации программы
Основное общее
Форма реализации программы
Групповая, индивидуальная
Срок реализации программы
1 год
Возраст обучающихся
7 – 17 лет
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Основы
мастерства» разработана Беляевой Е.И., учителем технологии МАОУ «СОШ № 30 г.
Челябинска» и является модифицированной. Данная программа разработана на основании
следующих нормативно-правовых документов:
•
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании
в Российской Федерации»;
•
Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» (от 24.07.1998 № 124-Ф3);
•
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);
•
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31
марта 2022 г. № 678-р);
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»»;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел 6);
•
Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребёнка» (утверждён на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
осуществляющими
образовательную
общеобразовательным
программам среднего
основным
программам
профессионального
деятельности
деятельность
организациями,
по
основным
профессионального образования,
обучения,
общеобразовательным
программам»;
•
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ
№ ВК-641/09 от 26.03.2016);
•
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской
Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (от
18.11.2015 г. № 09-3242);
•
Санитарно-эпидемиологических
требований
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного о
образования детей» (СанПиН. 2.4.4.3172-14);
•
Устава и иных локальных актов, регламентирующих деятельность МАОУ «СОШ
№ 30 г. Челябинска».
В программе используются диагностические материалы, на основании которых
каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней, который реализуется через организацию условий и процедур
оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень
готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
1.1.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы мастерства» – художественная.
1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы мастерства».
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный
подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе
преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая
художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по
изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и
воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным
искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического
отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других
народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной
форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их
воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных
традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств,
играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении,
заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих
представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации.
В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере
эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в
сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его
устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким
ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности
художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом
всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из
главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она
в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня
художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли,
которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками,
создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы
обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых
вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее.
Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и
высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество
является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением
человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их
обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно –
прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных
местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а
также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей,
ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое
восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле,
предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях.
Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти
годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и
совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то
ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись
навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия
пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только
красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны
стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у всё большего
числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и
так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все
больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно –
прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи,
нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности. Она открывает волшебный мир
декоративно- прикладного искусства, проявляет и реализовывает творческие способности.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах рукоделия, выбрать приоритетное
направление и максимально реализоваться в нем.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы мастерства».
Цель программы – создание благоприятных условий для развития творческих
навыков в области прикладного творчества у обучающихся.
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Обучающие:
1.
Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
2.
Научить
детей
владеть
различными
техниками
работы
с
материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
3.
Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
1. Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; сформировать
потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем
обогащении;
2. Побудить
к
овладению
основами
нравственного
поведения
и
нормами
гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
3. Способствовать
развитию
внутренней
свободы
ребенка,
способности
к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
5. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
1.
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию,
наблюдательность;
2.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
3.
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
4.
Развивать моторику рук, глазомер.
1.4.
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы: 7-16 лет.
1.5. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
мастерства» рассчитана на 1 учебный год.
1.6. Формы и режим занятий
Занятие в объединении проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 3 часа (с
перерывом каждые 45 минут) для всего коллектива обучающихся.
Распределение учебного времени обучения
Форма
занятий
Продолжительность
занятий
Периодичность
в неделю
Количество
часов в неделю
Количество
часов в год
Группа
3 часа
2 раза
6 часов
210 часов
Форма организации образовательного процесса.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные
формы деятельности.
Учитывая
возрастные
и
психологические
особенности
обучающихся,
для
реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ,
беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у
обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к
пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку
пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение
теоретических знаний, обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения
способствуют трудовому воспитанию.
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
по
декоративно-прикладному
творчеству:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
•
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
•
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
•
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
•
приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном
жанре;
•
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
•
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия
По окончании курса у обучающегося
будут сформированы:
По окончании курса обучающийся получит
возможность для формирования:
- эстетические чувства, стремление к
- личностной и социальной активности в
красоте, желание участвовать в ее
творческой деятельности, направленной на
сохранении, в творческом созидательном
поддержание чистоты и красоты окружающей
процессе;
среды;
- способность выделять нравственный
- установки на здоровый образ жизни
аспект поведения, соотносить поступки с
морально- этическими нормами
Регулятивные универсальные учебные действия
- оценивать правильность выполнения
- адекватно использовать речь для
работы на уровне адекватной
планирования и регуляции своей
ретроспективной оценки;
деятельности;
- вносить необходимые коррективы;
- активизация сил и энергии к волевому
- уметь планировать работу и определять
усилию в ситуации мотивационного
последовательность действий.
конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно включаться в творческую
- развитие познавательных интересов
деятельность;
обучающихся.
-участвовать в коллективной проектной
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- стараться уважать позицию партнера в
- оперировать в речи языком предметной
процессе совместной деятельности;
области, правильно использовать
-принимать и реализовывать общее
соответствующие понятия.
решение.
По
окончании
освоения
курса
дополнительной
общеразвивающей программы «Основы мастерства» обучающиеся:
общеобразовательной
Должны знать:
•
Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий;
•
Народные художественные промыслы России и родного края;
•
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
•
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
•
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с
колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
•
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
•
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
•
Технологию выполнения изделий;
•
Инструменты и приспособления для бисерного плетения;
•
Основные способы плетения;
•
Технологию плетения изученных сувениров;
•
Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту;
•
Основные приемы и элементы лоскутного шитья;
•
Иметь представление о традициях разных стран;
•
Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы;
•
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации;
•
Технологию изготовления мягких игрушек;
Должны уметь:
•
Правильно организовать свое рабочее место;
•
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике;
•
Работать с электронагревательными приборами;
•
Выполнять правила техники безопасности;
•
Соблюдать последовательность работ;
•
Выполнять самостоятельно изученные изделия;
•
Работать по шаблону;
•
Различать и называть основные узоры (бисероплетение);
•
Работать со схемами;
•
Плести основные декоративные узоры;
•
Изготавливать разные игрушки и сувениры;
•
Приобрести навыки работы с лоскутками;
•
Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий;
•
В процессе работы ориентироваться на качество изделий;
•
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и
навыки, полученные по предмету;
•
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.
1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Итогом реализации программы является выставка, где дети могут представить весь
свой накопленный багаж знаний, умений, и навыков; теоретически рассказать об идеи
создания изделия или поделки, технике выполнения представленной работы, о его
практическом значении.
Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в презентацию
по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в
«Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».
Формы подведения итогов:
- конкурс на лучшую мягкую игрушку;
- конкурс на лучший эскиз;
- конкурс «Оригинальная композиция»;
- выставки и др.
2.
Календарный учебный график дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы
мастерства»
Раздел программы
1.Введение
2.Бисероплетение
3.Лоскутное шитье
4.«Канзаши»
5.Мягкая игрушка
6.Экскурсии
7.Выставка
Итого
№
п/п
Количество
часов
6
69
36
36
45
9
9
210
Тема занятия
Раздел 1 «Введение»
1
Знакомство с разделами кружка, видами
деятельности.
2
Изучение правил по технике безопасности,
охране труда; правила поведения в
кабинете.
Раздел 2 «Бисероплетение»
3
Бисероплетение. Композиция и орнамент.
4
Бисероплетение. Современные направления.
5
Эскизы. Рабочие рисунки. Материалы и
инструменты.
6
Традиционные виды плетения.
7
Основные приёмы бисероплетения.
8
Отработка приёмов плетения при
изготовлении денежного дерева.
9
Плетение стрекозы.
10 Плетение жука.
11 Плетение змейки.
12 Плетение паука.
13 Плетение лягушки.
14 Плетение различных видов цветов, листков
15 Оформление деталей в единую композицию.
Раздел 3 «Лоскутное шитьё»
1
Лоскутное шитьё. История.
2
Лоскутное шитьё. Техника безопасности.
Инструменты и приспособления.
3
Лоскутное шитьё. Виды техник. Подготовка
к работе. Сортировка материалов.
4
Освоение основных техник.
5
Тренировочные упражнения.
6
Изготовление изделий в технике «крейзи».
В том числе
Теория
Практика
6
11
58
7
29
8
28
5
40
9
3
6
40
170
Общее
количество
часов
из них:
теория
практика
6
3
6
3
-
3
3
-
69
3
9
3
11
2
3
2
58
1
6
1
6
9
9
1
1
1
5
8
8
3
3
3
3
6
9
3
36
3
3
1
7
2
1
3
3
3
3
6
8
3
29
1
2
3
1
2
3
6
3
1
1
2
6
2
Изготовление подарков к празднику «день
защитника Отечества» (картинка).
8
Изготовление изделий в технике
«квадраты».
9
Изготовление подарков к празднику
«международный женский день»
(прихватки, подушка).
Раздел 4 «Канзаши»
1
Освоение японской техники изготовления
цветов «Канзаши». История.
2
Освоение японской техники изготовления
цветов «Канзаши». Техника безопасности.
3
Освоение японской техники изготовления
цветов «Канзаши». Отработка приёмов.
4
Изготовление цветков «Канзаши» с
круглыми лепестками.
5
Изготовление цветков «Канзаши» с
острыми лепестками.
6
Правила составления композиции.
7
Индивидуальная творческая работа.
Раздел 5 «Мягкая игрушка»
1
Мягкая игрушка. История.
2
Мягкая игрушка. Материалы, инструменты,
приспособления. Техника безопасности.
3
Мягкая игрушка. Разновидности.
4
Изготовление мягкой игрушки «звёздочка».
5
Изготовление мягкой игрушки «кукла».
Раздел 6 «Экскурсии»
1
Экскурсия в Творческие мастерские, в
Выставочный зал мастеров рукоделия.
Раздел 7 «Выставка»
1
Выставка.
7
2
3
Выставка - ярмарка.
Подведение итогов.
6
-
6
3
1
2
6
-
6
36
3
8
3
28
-
3
1
2
3
-
3
9
1
8
9
1
8
3
6
45
3
3
2
5
3
1
1
6
40
2
3
9
27
9
9
1
-
2
9
27
9
9
9
3
3
-
6
3
3
40
3
170
3
3
ИТОГО 210
3.
Содержание учебно-тематического плана дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы мастерства»
Раздел 1 «Введение».
Теория: 6 ч.
Практика: 0 ч.
Содержание материала: В данном разделе даются общие сведения о творческом кружке,
об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными
инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
Раздел 2 «Бисероплетение».
Теория: 11 ч.
Практика: 58 ч.
Содержание материала: Этот вид рукоделия представляет собой плетение из бисера –
маленьких стеклянных бусинок разных форм, размеров и цветов. Из бисера можно
сделать всё, что душе угодно! Это могут быть различные браслеты, именуемые
фенечками, колье, бусы, серьги, пояса, сумочки.
Так
же
можно вышить на
одежде
различные рисунки, орнаменты с использованием бисера, пайеток, бусин и других
материалов.
Уровень освоения: обучающиеся осваивают основные сведения об истории и технологии
бисероплетения. Осваивают приёмы плетения, учатся работать по схемам. Изготавливают
денежное дерево, цветочную композицию, игрушки, тем самым отрабатывают все
основные виды техники.
Оборудование: бисер, стеклярус, бусинки, проволока, леска, ножницы, схемы.
Раздел 3 «Лоскутное шитьё».
Теория: 7 ч.
Практика: 29 ч.
Содержание материала: лоскутное шитье было известно еще нашим бабушкам и всегда
приходило им на помощь в изготовлении элементарных предметов обихода, таких как
одеяла, покрывала и так далее. Но это не только способ сэкономить или сшить что-то
полезное, использовав остатки кусочков ткани. На сегодняшний день этот вид рукоделия
позволяет создать нечто прекрасное и оригинальное, целые картины или полотна. Занятие
полезное и увлекательное, привлекает многих своей неординарностью.
Уровень освоения: обучающиеся осваивают основные направления, изготавливают
изделия в различных техниках.
Оборудование: лоскуты, нитки, линейка, иглы, ножницы, шаблоны.
Раздел 4 «Канзаши».
Теория: 8 ч.
Практика: 28 ч.
Содержание материала: Это техника создания украшений из кусочков ткани, сложенных
в виде лепестков цветов. Это целое искусство, позволяющее творить и создавать
потрясающие изделия.
Уровень освоения: обучающиеся изучают технологию изготовления. Изготавливают
поделки: цветочные композиции.
Оборудование: атласные ленты, ножницы, клей, шаблоны, линейка, выжигатель по ткани.
Раздел 5 «Мягкая игрушка».
Теория: 5 ч.
Практика: 40 ч.
Содержание материала: Это игрушка на все времена. У каждого человека в детстве был
любимец среди мягких игрушек. Ребенок всегда одушевляет свои игрушки и считает их
своими друзьями. Став взрослыми, мы не забываем своих плюшевых друзей из детства.
Уровень
освоения:
обучающиеся
изучают
историю
возникновения
игрушки.
Изготавливают мягкие игрушки в различных техниках.
Оборудование: Иглы, нитки, лекала, ножницы, ткани.
Раздел 6 «Экскурсии».
Теория: 0 ч.
Практика: 9 ч.
Содержание материала: Экскурсии в Творческие Мастерские, в Выставочный зал.
Раздел 7 «Выставка».
Теория: 3 ч.
Практика: 6 ч.
Содержание материала:
Организация и участие в выставках предусматривает
проведение школьной выставки детских работ – как результат проделанной работы.
4.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы
мастерства»
Форма проведения занятий
1.Групповые
(при выполнении творческих
работ, взаимопроверке);
- индивидуальные (при
работе со слабыми
обучающимися, при
выполнении практических
работ);
- фронтальная работа (при
объяснении
нового
материала).
Форма
организации
текущей работы
1. Рассказ;
2. Беседа;
3. Объяснение;
4. Практические
упражнения;
5. Учебное
занятие;
6. Конкурс;
7. Творческое
задание.
Приемы и методы
(технологии)
организации учебновоспитательного
процесса
1.Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный метод.
2.Исследовательский
метод
3.Творческий метод.
4.Проектный метод
Информационное обеспечение
Дидактическое /
техническое обеспечение
1. Рекомендации по
проведению практических
работ.
2.Методические разработки
(разработки и алгоритмы
различных техник по вышивке,
бисероплетению и т.п.);
3.Фото и видео материал.
4. Ресурсы Интернета:
«История происхождения
привычных нам вещей
«[Электронный ресурс].Режим доступа:
http://planetashkol.ru/
«История вещей»
[Электронный ресурс].Режим доступа:
http://www.kostyor.ru/history.htm
l/
1.Иллюстративный
материал;
2.Раздаточный материал;
3. Расходуемый
материал:
-акриловые краски,
-ткани, лоскуты,
- карандаш,
-резервирующий
раствор,
- рамки, шаблоны,
лекала,
иглы, нитки, ножницы,
-атласные ленты,
- клей,
- линейка,
- выжигатель по ткани.
- тесто,
- бисер, бусинки,
- стеклярус,
- проволока, леска.
5. Механизм отслеживания результатов
Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы мастерства»
Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в
соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей,
подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи,
определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения,
воспитания и развития ребенка).
Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и
критериев оценки образовательной деятельности.
Мониторинг позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, а также
анализировать изменения в личностном развитии, формировании соответствующих
компетенций. Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку
формы фиксации личностных достижений детей.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно
использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод
рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Освоение навыков взаимодействия и сотрудничества оценивается на основе оценки
педагогов, специалистов и самооценки ребят.
Результаты обучения обучающихся фиксируются в Приложении 1, таблица 1
«Диагностическая карта» по трем основным направлениям: теоретическая подготовка,
практическая подготовка, общеучебные умения и навыки (таблица 2). Освоения данных
направлений
имеет
три
уровня:
оптимальный
недостаточный уровень. (См. Приложение №1).
уровень,
достаточный
уровень,
6. План воспитательной работы
Основные направления
работы
Аналитикодиагностическая
деятельность
Гражданскопатриотическое воспитание
Мероприятия
Задачи
1.Участие обучающихся
в мероприятиях в
соответствии с
Календарем городских
массовых мероприятий
для обучающихся и
воспитанников на
2016/2017 учебный год
(приказ № 1469-у от
11.08.2016):
- Городской конкурс
творческих работ
«Рождественская мечта»,
«Новогодний переполох»
и др.
2. Участие обучающихся
в мероприятиях школы в
соответствии с планом
воспитательной работы
(пасхальные ярмарки,
масленичные гуляния,
мастер-классы).
3.Проведение аналитикодиагностической
деятельности, в том
числе мониторинг
результативности
обучающихся в
мероприятиях
различного уровня.
1.Участие обучающихся
в мероприятиях в
соответствии с
Календарем городских
массовых мероприятий
для обучающихся и
воспитанников на
2016/2017 учебный год
(приказ № 1469-у от
11.08.2016):
1. Получить информацию о
тенденциях в области
декоративно-прикладного
творчества.
2. Выявить обучающихся,
способных принять
активное участие в
дальнейшей проектной
деятельности, участие детей
в различных конкурсах
городского уровня.
3. Совершенствование
работы творческого
объединения, создание
условий для успешного
прохождения курса
дополнительной программы.
- областной конкурс на
лучшее знание
государственной
символики Российской
Федерации среди
обучающихся
образовательных
1. Получить информацию о
тенденциях в области
декоративно-прикладного
творчества.
2. Выявить обучающихся,
способных принять
активное участие в
дальнейшей проектной
деятельности, участие детей
в различных конкурсах
городского уровня.
3. Совершенствование
работы творческого
объединения, создание
условий для успешного
прохождения курса
дополнительной программы.
организаций.
Профилактическая
деятельность
2. Участие обучающихся
в мероприятиях школы в
соответствии с планом
воспитательной работы.
Организация и
проведение
профилактических бесед
(по мере необходимости).
Интеллектуально –
познавательная
деятельность
1.Организация
мероприятий (викторин)
в рамках работы
объединения.
Досуговая деятельность
Организация экскурсий,
посещение выставок,
мастерских в течение
учебного года.
Физкультурно –
оздоровительная
деятельность
1.Организация
внеклассных
мероприятий,
подвижных игр в рамках
работы объединения.
2.Участие обучающихся
в мероприятиях школы в
соответствии с планом
воспитательной работы.
1.Родительские собрания
2.Вовлечение родителей
в организацию и
проведение ярмарок,
выставок, экскурсий,
итоговых мероприятий.
Работа с родителями
Организовать
коррекционную работу с
детьми, входящими в
категорию «группы риска»,
формирование
образовательного
пространства для решения
задач социализации ,
воспитания, развития
здорового жизненного
стиля, самоопределения
обучающихся посредством
интеграции ресурсов
системы дополнительного
образования.
Создание условий для
формирования всестороннеразвитой личности,
совершенствование
интеллектуальных
возможностей
обучающихся, расширение
кругозора.
Ознакомить обучающихся с
творчеством известных
людей, совершенствовать
свои умения и навыки в
области декоративноприкладного творчества
1.Организовать
коррекционную работу с
детьми, входящими в
категорию «группы риска».
2. Формирование
потребности к регулярным
занятиям физической
культуры, навыков
здорового образа жизни.
1. Ознакомить родителей с
условиями работы
объединения, оказать
консультативную помощь.
2. Приобщение
родительской
общественности и детей к
совместному труду и
творчеству, повышение
значимости мероприятий.
7. Календарный учебный план на текущий учебный год
№ урока
Дата
Дата
(занятия) (план.) (факт.)
Раздел 1 «Введение»
1
2
Раздел 2 «Бисероплетение»
3
4-6
7
8-9
10 - 12
13 - 15
16
17
18
19
20 - 21
22 - 24
25
Раздел 3 «Лоскутное шитьё»
26
27
28
29
30 - 31
32
33 - 34
Тема занятия
Количество часов
Всего
Знакомство с разделами
кружка, видами
деятельности.
Изучение правил по технике
безопасности, охране труда;
правила поведения в
кабинете.
Бисероплетение.
Композиция и орнамент.
Бисероплетение.
Современные направления.
Эскизы. Рабочие рисунки.
Материалы и инструменты.
Традиционные виды
плетения.
Основные приёмы
бисероплетения.
Отработка приёмов плетения
при изготовлении денежного
дерева.
Плетение стрекозы.
Плетение жука.
Плетение змейки.
Плетение паука.
Плетение лягушки.
Плетение различных видов
цветов, листков.
Оформление деталей в
единую композицию.
Лоскутное шитьё. История.
Лоскутное шитьё. Техника
безопасности. Инструменты
и приспособления.
Лоскутное шитьё. Виды
техник. Подготовка к работе.
Сортировка материалов.
Освоение основных техник.
Тренировочные упражнения.
Изготовление изделий в
технике «крейзи».
Изготовление подарков к
празднику «день защитника
Отечества» (картинка).
Теория
Практика
6
3
6
3
-
3
3
-
69
3
11
2
58
1
9
3
6
3
2
1
6
1
5
9
1
8
9
1
8
3
3
3
3
6
9
1
3
3
3
3
6
8
3
-
3
36
3
3
7
2
1
29
1
2
3
1
2
3
6
3
1
1
2
6
2
6
-
6
35
36 - 37
Раздел 4 «Канзаши»
38
39
40
41 - 43
44 - 46
47
48 - 49
Раздел 5 «Мягкая игрушка»
50
51
52
53 - 55
56 - 64
Раздел 6 «Экскурсии»
65 - 67
Изготовление изделий в
технике «квадраты».
Изготовление подарков к
празднику «международный
женский день» (прихватки,
подушка).
Освоение японской техники
изготовления цветов
«Канзаши». История.
Освоение японской техники
изготовления цветов
«Канзаши». Техника
безопасности.
Освоение японской техники
изготовления цветов
«Канзаши». Отработка
приёмов.
Изготовление цветков
«Канзаши» с круглыми
лепестками.
Изготовление цветков
«Канзаши» с острыми
лепестками.
Правила составления
композиции.
Индивидуальная творческая
работа.
Мягкая игрушка. История.
Мягкая игрушка.
Материалы, инструменты,
приспособления. Техника
безопасности.
Мягкая игрушка.
Разновидности.
Изготовление мягкой
игрушки «звёздочка».
Изготовление мягкой
игрушки «кукла».
Экскурсия в Творческие
мастерские, в Выставочный
зал мастеров рукоделия.
Раздел 7 «Выставка»
68
Выставка.
69
70
Выставка - ярмарка.
Подведение итогов.
3
1
2
6
-
6
36
3
8
3
28
-
3
1
2
3
-
3
9
1
8
9
1
8
3
2
1
6
-
6
45
3
3
5
3
1
40
2
3
1
2
9
-
9
27
-
27
9
9
-
9
9
9
3
3
-
6
3
3
40
3
170
3
3
ИТОГО 210
8. Список литературы для педагога, родителей, обучающихся
1. Светлана Кривенко, Елена Павлова «Подарки своими руками», Санкт-
Петербург: Амфора, 2014
Дебби Шор «Волшебная иголка», Санкт-Петербург: Амфора, 2014
Сьюзен Макнил «Чудесные поделки», Санкт-Петербург: Амфора, 2014
Людмила Божко «Бисерное плетение для начинающих», - М.: АСТ, Астрель, 2009
Хворостухина С.А. – «Изделия из бисера» - М.: РИПОЛ классик, 2005
Артамонова Е.В. «Бисер. Практическое руководство» - М.: Эксмо,2007
Е.О. Басюк, М.Г. Степан «Художественное вышивание» - Киев, Головное
издательство, 1983
8. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина «Лоскутики» - М.: Оформление. ЗАО
«Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Диагностическая карта
№
Ф.И. ребенка
Теоретическая подготовка
Начало года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
О - оптимальный уровень
Д - достаточный уровень
Н - недостаточный уровень
Конец года
Практическая подготовка
Начало года
Конец года
Качество выполненных
изделий
Начало года
Конец года
Таблица 2
Теоретическая подготовка
Основные понятия, термины, исторические сведения. Определение последовательности
изготовления изделий, правила организации рабочего места, безопасного труда. Название и
назначение материалов, инструментов и приспособлений.
Уровни
Оптимальный
Достаточный
Недостаточный
1 год
Обучающийся овладел материалом.
Обучающийся знает название и назначение инструментов и
приспособлений ручного труда.
Обучающийся знает свойства и доступные способы обработки
материалов, начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях,
технологию выполнения изделий, основные приёмы выполнения.
Обучающийся имеет четкие представления о традициях.
Обучающийся в достаточной мере овладел материалом, соблюдает
правила безопасности труда.
Обучающийся достаточно хорошо знает свойства материалов,
доступные способы их обработки.
Обучающийся допущенные ошибки исправляет самостоятельно.
Обучающийся в недостаточной мере овладел материалом.
Обучающийся испытывает серьёзные затруднения, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога.
Практическая подготовка
Выполнение упражнений, изготовление творческих работ. Закрепление теоретических знаний на
практическом занятии.
Уровни
1 год
Оптимальный
Обучающийся овладел материалом, соблюдает правила безопасности
труда.
Обучающийся соблюдает последовательность изготовления, умеет
работать со схемами, различает и называет основные узоры.
Обучающийся выполняет работу самостоятельно согласно
технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету, в
процессе работы ориентируется на качество изделий.
Обучающийся творчески подходит к выполнению изделия.
Достаточный
Обучающийся в достаточной мере овладел материалом, соблюдает
правила безопасности труда.
Обучающийся выполняет работу достаточно аккуратно с
незначительными ошибками, которые исправляет самостоятельно.
Обучающийся выполняет в основном задания на основе образца.
Недостаточный
Обучающийся в недостаточной мере овладел материалом, допускает
ошибки.
Обучающийся выполняет лишь простейшие практические задания.
Качество выполненных изделий
Оценка качества готовых творческих работ, креативность, аккуратность и
ответственность в выполнении.
Уровни
1 год
Оптимальный
Изделие выполнено самостоятельно в полном объёме, в
установленный срок.
Все приёмы труда выполнялись аккуратно, правильно, не было
нарушений правил техники безопасности, установленных для
Достаточный
Недостаточный
данного вида работ.
Изделие выполнено точно, все размеры выдержаны.
Изделие выполнено самостоятельно, допущены незначительные
ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые
исправлялись самостоятельно.
Приемы труда выполнялись в основном правильно, изделие
выполнено с незначительными ошибками.
Неправильно выполнялись многие виды работ, что значительно
снизило качество изделия.