Программа ДО волейбол

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №30 г. Челябинска
(МАОУ СОШ №30г. Челябинска)

Принята на заседании методического совета
МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска»
от «27» августа 2021 г.
Протокол №1
Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска»
_________________Е.В. Шадрина
«27» августа 2021 г.

Согласовано:
Заместитель директора по ВР
Е.В. Тимиргазеева
«27» августа 2021 г.

Шадрина
Екатерина
Вячеславовна

Подписано цифровой
подписью: Шадрина
Екатерина Вячеславовна
Дата: 2022.02.25 14:30:08
+05'00'

Образовательная программа
«Волейбол»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст воспитанников: 14-17 лет

Автор – составитель:
Силенок О.М
Учитель физической культуры,

Челябинск 2021г

●
●
●
●
●
●
●
●
●

Информационная карта программы:
Ф.И.О. руководителя: Силенок О.М
Тип программы: адаптированная
Образовательная область: профильная (физическая культура)
Направленность деятельности: физкультурно – спортивная
Способ освоения содержания образования: творческий
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Возрастной уровень реализации программы: 15-17 лет
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: одногодичная

1. Пояснительная записка.
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно - спортивную
направленность . Данная программа об разработанная в соответствии с :
1. Законом РФ «Об образовании» ( от 23.12.2003г. № 168-ФЗ ) ;
2. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного
образования детей от 07.12.2006 г.№752;
3. Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 г. №1662-р);
4. Санитарно – эпидемиологическими правилами нормативами для учреждений
Дополнительного и профессионального образования (Сан.Пин. 2.4.4.1251-13);
5. Программой для внешкольных учреждений, рекомендованной Главным
управлением школ Министерства просвещения СССР (издание третье,
переработанное и дополненное) М. Просвещение 1986 год.
1.2 Актуальность дополнительной образовательной программы
Программа «Волейбол» разработана в соответствии с социальным заказом Управления по
делам образования , родителей и детей МАОУ СОШ № 30 на базе, которой она
реализуется. Волейбол- современная динамичная игра. Чтобы играть в волейбол,
необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно
менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют
костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность
мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол
требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Правильно построенные
учебно- тренировочные занятия являются ценным средством физического воспитания.
Необходимость систематически заниматься, соблюдать режим, выполнять определённые
нормы и правила поведения в коллективе, взаимодействовать с игроками на спортивной
площадке и вне её, содействует воспитанию ряда важнейших черт характера и поведения
человека. Волейбол- игра доступная каждому!
1.3Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель работы кружка предусматривает: содействие физическому развитию детей,
всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; нравственное
воспитание личности, сплочение детского коллектива, развитие личностных качеств;
создание творческого развития детей; приобщение к культурным ценностям.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Совершенствование жизненно важных навыков и умений, физическим упражнениям и
техническим действиям игры в волейбол;
Формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности, общественной активности;
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формами
активного отдыха и досуга;
Обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям
физического развития и физической подготовленности.

1.4 Организация образовательного процесса
Программа «Волейбол» рассчитана на учащихся 15-17 лет и составляет нагрузку 1,5 часа
три раза в неделю.
1. Распределение учебного времени обучения
Год обучения
1 год обучения
1 группа
2 группа

Продолжительность
занятий

Периодичность
в неделю

Количество
часов в неделю

Количество
часов в год

1.5 часа
1.5 часа

3 раза
3 раза

4.5 часа
4.5 часа

157.5
157.5

Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение
учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основной показатель
работы кружка по волейболу – выполнение программных требований по уровню
подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического
развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности. В
этой группе основное внимание уделяется на тактическую и техническую подготовку.
На протяжении года удельный вес физической и тактической подготовки меняется. В
начале года основное внимание уделяется физической подготовке. В конце года
рекомендовано увеличить количество часов, отводимых на техническую подготовку.
Основной принцип тренировочной работы в учебно-тренировочных группах – дальнейшая
всесторонняя подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой
специализации. Занятия по волейболу должны носить учебно- тренировочную,
методическую направленность. В процессе занятий учащиеся овладевают тактикой и
техникой игры. На методических занятиях приобретают навыки судейства игры и навыки
инструктора общественника. Руководитель кружка должен приучать кружковцев к
сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание,
общительность, смелость, воля к победе, общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения, дружбы и толерантности. Необходимо научить
занимающихся организовывать соревнования в группе, вести технический протокол игры,
подготавливать заявку, составлять таблицу игр.
Знание состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть предполагает подготовку организма занимающихся к
предстоящей работе. Разминка состоит из 2 частей: основной и специальной. Характер
упражнений, включаемых в подготовительную часть, зависит от задач, стоящих перед
данным занятием. Здесь используются различные виды ходьбы и бега, прыжки,
упражнения в остановках и поворотах, гимнастические упражнения, задания на внимание,
специальные упражнения с мячом.
Основная часть решает главные задачи: физическая подготовленность, совершенствуется
техника и тактика игры, проводится игровая подготовка. Нагрузка в этой части самая
высокая.
Заключительная часть завершает занятие. Основная задача её состоит в том, чтобы
постепенно перейти от высокой нагрузки к относительному покою. Снять мышечное
напряжение, подвести итоги.

1.5 Технологии, методы, формы, средства обучения
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. По подходу к ребёнку используются личностно-ориентированные технологии. В рамках
данной технологии применяются гуманно-личностные технологии, которые отличаются
своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на
поддержку личности, помощь ей. Уважения и любви к ученику, оптимистическую веру в
его силы, отвергая принуждение.
2. По преобладающему методу: репродуктивные технологии, объяснительноиллюстрированный метод ( рассказ, беседа, объяснение).
Игровые технологии: использование подвижных игр с волейбольной направленностью.
Технология коллективного творческого воспитания. Цель- раскрепощение личности,
формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному
творчеству, воспитание творческой личности, способной приумножить общественную
культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Принципы
технологии коллективной творческой деятельности:
● Обучение без принуждения;
● Учёт объективности личности ученика (право на ошибку, свободный выбор,
собственная точка зрения)
● Сочетание коллективного и индивидуального воспитания; приоритет этических
ценностей (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство)
3. По организационным формам:
● Групповые технологии, которые предполагают выполнение одного задания в
разных группах
● Технология дифференцированного обучения – выявление и максимальное
развитие задатков и способностей каждого учащегося
● Технология коллективного способа обучения. Формы организации:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
1.6 Предполагаемые результаты обучения
В результате обучения у учащихся будут сформированы:
● Специальные знания, умения, навыки игры в волейбол;
● Творческая индивидуальность воспитанников, интерес к спортивным играм;
● Знания технической и тактической подготовки;
● Знания правил игры, жестов судей и применение их на практике;
● Физическая подготовленность;
● Самостоятельность к занятиям физической культурой и спортом;
● Ведение здорового образа жизни.
1.7 Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В начале и в конце учебного года проводится стартовый и итоговый контроль по уровню
технической и физической подготовки.

2. Учебно- тематический план 1 года обучения
№ п/п

тема

1
2

Вводное занятие
Физическая культура и
спорт в Российской
Федерации
Сведения о строении и
функциях организма
человека
Влияние физических
упражнений на организм
человека
Гигиена, врачебный
контроль и
самоконтроль
Правила игры в
волейбол
Общая и специальная
физическая подготовка
Основы техники и
тактики игры
Контрольные игры и
соревнования
Контрольные испытания
Экскурсии, посещение
соревнований
Итого часов:

3

4

5

6
7
8
9
10
11

Общее
количество
часов
1
2

теория

1

1

1

1

1

1

3

3

60

1

59

70.5

1.5

69

8

2

6

1
2

4
6
157.5

практика

4
6
13.5

144

Содержание обучения
1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации.
Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, всестороннее физическое
развитие граждан , их подготовка к высоко производительному труду и защите Родины.
2. Сведения о строении и функциях организма человека.
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и её
развитие. Связочный аппарат и его функции.
3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на работоспособность.
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические
требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях
волейболом.
5. Правила игры волейбол.
Правила игры в мини-волейбол
6. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена.
Практические занятия:
● Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг.
Простейшие команды на месте и в движении.
● Гигиенические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и
плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава,
туловища и шеи. Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками,
резиновыми мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по
гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.
● Акробатические упражнения. Перекаты вперёд. Кувырки вперёд, Стойка на
лопатках.
● Легкоатлетические упражнения. Прыжки с места в длину и вверх. Прыжки с
разбега в длину, высоту. Бег. Бег с ускорением до 20 м.
● Подвижные игры: «Лапта», «Перестрелка» ит.д Комбинированные эстафеты.
7. Основы техники и тактики игры.
Техника- основа спортивного мастерства. Классификация техники и тактики игры.
Целесообразность применения технических приёмов в конкретной игровой обстановке.
Стойка игрока, перемещения.
Практические занятия
● Техника нападения
Действия без мяча
Перемещения и стойки: Стартовая стойка- основная. Ходьба, бег, перемещаясь лицом
вперёд. Перемещения приставными шагами. Двойной шаг вперёд. Сочетание способов
перемещений.
Действия с мячом.
Передача мяча, подача мяча, нападающие удары.

● Техника защиты
Действия без мяча
Перемещения и стойки: стартовая стойка- основная. Ходьба, бег, перемещаясь лицом
вперёд. Перемещения приставными шагами.
Действия с мячом
Приём мяча.
● Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Индивидуальные действия
Групповые действия
Командные действия
Тактика защиты
8. Контрольные игры и соревнования.
Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок.
9. Контрольные испытания.
Проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке.
10. Экскурсии, посещение соревнований
Однодневные туристические походы, экскурсии в музеи, на выставки, к памятникам
истории и культуры. Посещение спортивных соревнований по волейболу и другим видам
спорта.

3. Механизм отслеживания результатов
Два раза в году у занимающихся отслеживается уровень общей физической и
технической подготовленности ( сентябрь, апрель)
№
п/п

№
п/п

ФИ
60м

ОФП
Прыжок в
длину

60м

ОФП
Прыжок в
длину

Сентябрь
Техническая подготовленность
Высота
Передача
Верх
Нижняя
подскока
мяча в задан.
подача
подача
зону (из 5 раз)
мяча
мяча через
через
сетку (из 5
сетку (из 5
раз)
раз)

ФИ
Высота
подскока

Апрель
Техническая подготовленность
Передача
Верх
Нижняя
мяча в задан.
подача
подача
зону (из 5 раз)
мяча
мяча через
через
сетку (из 5
сетку (из 5
раз)
раз)

4. Материально- техническое обеспечение программы
Для реализации образовательной программы по волейболу имеются необходимые
оборудование и инвентарь: волейбольная сетка, волейбольные мячи, набивные мячи,
скакалки, турники для подтягивания.
5. Литература
Железняк Ю.Д. Спортивные игры М. «Академия», 2004г
Лубышева Л.И. «Социология физической культуры и спорта» М. «Академия» 2004г.
Чусов Ю.Н. «Физиология человека» М. «Просвещение», 1981г
Колодницкий Г.А.Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.
Пособие для учителей и методистов. Москва. «Просвещение» 2011г.
Колодницкий Г.А.Кузнецов В.С. упражнения и игры с мячами. Методическое пособие
Москва. «Издательство НЦ ЭНАС» 2006г.
Коняхина Г.П. Русская лапта в системе подготовки учителя физической культуры
учебное пособие Челябинск 2013г

6. Приложения
Контрольно- измерительные материалы: контрольные испытания ( определение уровня
подготовленности занимающихся)
Образовательная программа дополнительного образования детей содержит:
●
●
●
●
●
●
●
●

Информационная карта программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Механизм отслеживания результатов
Материально-техническое обеспечение программы
Литература
Приложения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».