Рассмотрено и принято
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ № 30
г.Челябинска»
30.08.2023г
протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ № 30 г.Челябинска»:
Е.В. Шадрина
Приказ № 93/1 от 30.08.2023г
Шадрина Е.В.
,
Подписано цифровой
подписью: Шадрина Е.В.
Дата: 2023.10.27 08:57:59 +05'00'
Положение о структуре, порядке разработки,
утверждения и внесении изменений
основных образовательных программ начального общего,
основногообщего образования и среднего общего образования
МАОУ «СОШ № 30 г.Челябинска им.Н.А.Худякова»»
I.
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основных
образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего
общего образования МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска» (далее – Положение) разработано
в соответствии со статьей 12 Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с учетом последних изменений), Приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования в МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска».
1.3. Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательной
деятельности, приобретает силу локального акта и прекращает свое действие в общем
порядке,предусмотренном Уставом МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска».
1.4. Под основными образовательными программами начального общего, основного общего
образования и среднего общего образования в настоящем Положении понимается система
норм, регламентирующих содержание и организацию образовательной деятельности,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов освоения ФГОС
на уровне начального ,основного и среднего общего образования.
1.5. Основные образовательные программы начального общего, основного общего
образования и среднего общего образования являются обязательными нормативными
документами, регламентирующими особенности организационно-педагогических условий
и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования.
1.6. Основные образовательные программы начального общего, основного общего
образования и среднего общего образования обеспечивают достижение обучающимися
результатов освоения образовательных программы соответствующего в соответствии с
требованиями, установленными федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и федеральными образовательными
программами.
1.7. Основные образовательные программы начального общего, основного общего
образования и среднего общего образования учитывают тип и вид образовательной
организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся,
воспитанников и их родителей (законных представителей).
1.8. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования определяется федеральным государственным образовательным стандартом и
составляет 4 года, основной образовательной программы основного общего образования
определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования и составляет 5 лет, основной образовательной программы среднего
общего образования федеральным государственным образовательным стандартом и
составляет 2 года.
II. Структура и содержание образовательных программ МАОУ«СОШ № 30
г.Челябинска»
2.1. Структура и содержание основной образовательной программы начального общего
образования
2.1.1 Основная образовательная программа начального общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками ОП
– 20% от общего объёма ООП НОО.
2.1.2. ООП НОО содержит следующие разделы:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели реализации программы начального общего образования.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего
образования МАОУ «СОШ №30 г. Челябинска.
1.1.3. Общая характеристика программы начального общего образования.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования.
1.2.1. Личностные результаты .
1.2.2. Метапредметные результаты.
1.2.3. Предметные результаты.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Рабочие программы учебных предметов ( приложение 1).
2.2. Рабочие программы факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности (
приложение 2).
2.3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при
получении начального общего образования.
2.3.1. Описание ценностных ориентиров содержания образования при получении
начального общего образования.
2.3.2 Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся.
2.3.3.Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий.
2.3.4.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
2.4.Рабочая программа воспитания.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план начального общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности.
3.3. Календарный учебный график.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
3.5. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования.
3.5.1. Общесистемные требования к реализации основной образовательной программы
программы начального общего образования.
3.5.2. Кадровые условия реализации программы начального общего образования.
3.5.3. Психолого- педагогические условия реализации программы начального общего
образования.
3.5.4. Финансово- экономические условия реализации программы начального общего
образования.
3.5.5. Информационно- методические условия реализации программы начального общего
образования.
3.5.6.Материально-технические условия реализации основной начального общего
образования.
3.5.7.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.
3.5.8. Контроль за состоянием системы условий.
Приложени1.Рабочие программы учебных предметов.
Приложение 2. Рабочие программы факультативных курсов, курсов внеурочной
деятельности
Приложение 3.Критерии оценивания.
Приложение 4 Контрольно-измерительные материалы.
2.1.3.
Требования к разделам ОПП НОО:
2.1.3.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации программы начального общего образования, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел должен включать:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального
общего образования
Пояснительная записка должна раскрывать:
- цели реализации программы начального общего образования, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы
начального общего образования;
- принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего
образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
должны:
1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой
оценки результатов освоения программы начального общего образования;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности),
учебных
модулей,
являющихся
методическими
документами,
определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному
учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному
модулю;
рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;
програмы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных
учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных
областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы начального
общего образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего
образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения программы начального общего
образования должны отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной
деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей), соответствовать
возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования должны давать общее понимание формирования личностных результатов,
уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты как с позиций
организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих
результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального
общего образования должна:
отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной
деятельности;
ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование
универсальных учебных действий у обучающихся;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы
начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и
метапредметных результатов;
предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки
обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
2.1.3.2 Содержательный раздел программы начального общего образования включает
следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;\
- рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования и разрабатываться на основе
требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей должны включать:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна
содержать:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе
завершения ими освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся,
в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего
образования.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:
анализ воспитательного процесса в Организации;
цель и задачи воспитания обучающихся;
виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики
Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
2.1.3.3. Организационный раздел программы начального общего образования должен
определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также
организационные механизмы и условия реализации программы начального общего
образования и включать:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в
которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
характеристику условий реализации программы начального общего образования в
соответствии с требованиями ФГОС.
2.1.3.4.Требования к условиям реализации программы начального общего образования
включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
2.2. Структура и содержание основной образовательной программы основного общего
образования
2.2.1. Основная образовательная программа основного общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть образовательной программы основного общего образования составляет
70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 30% от общего
объема образовательной программы основного общего образования
2.2.2 Основная образовательная программа основного общего образования содержит
следующие разделы:
РАЗДЕЛ 1.ЦЕЛЕВОЙ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цели и задачи реализации программы основного общего образования, конкретизированные в
соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы основного общего
образования.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования
МАОУ «СОШ№30г.Челябинска»
1.1.3. Общая характеристика программы основного общего образования.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2.1.Общие положения
1.2.2. Личностные планируемые результаты
1.2.3. Метапредметные планируемые результаты
1.2.4. Предметные планируемые результаты
1.2.4.1.. Предметные планируемые результаты по предметной области «Русский язык и литература»
1.2.4.2..Предметные результаты по предметной области « Иностранный язык»
1.2.4.3. Предметные результаты по предметной области « Математика и информатика»
1.2.4.4. Предметные результаты по предметной области «Общественно-научные предметы»
1.2.4.5. Предметные результаты по предметной области «Естественнонаучные предметы»
1.2.4.6. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
1.2.4.7. Предметные результаты по предметной области «Искусство»
1.2.4.8. Предметные результаты по предметной области «Технология»
1.2.4.9. Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности»
1.3.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.3.1. Общие положения
1.3.2.Оценка метапредметных результатов освоения программы основного общего
1.3.3.Оценка предметных результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования
1.3.4. Портфолио достижений как инструмент динамики образовательных достижений.
1.3.5. Итоговая оценка выпускника и еѐ использование при переходе от основного к среднему
общему образованию.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Рабочие программы учебных предметов, факультативных курсов, курсов внеурочной
деятельности, учебных модулей.
2.2.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
2.2.1. Целевой раздел программы
2.2.2. Содержательный раздел программы.
2.3. Рабочая программа воспитания
2.4. Программа коррекционной работы
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Учебный план основного общего образования
3.2.План внеурочной деятельности
3.3. Календарный учебный график
3.4. Календарный план воспитательной работы
3.5. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
3.5.1. Общесистемные требования к реализации программы основного общего образования
3.5.2. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы
основного общего образования
3.5.3. Требования к кадровым условиям реализации программы основного общего
образования.
3.5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы основного
общего образования
3.5.5. Требования к финансовым условиям реализации программы основного общего
образования
3.5.6. Контроль за условиями реализации программы основного общего образования
Приложение1 Рабочие программы учебных предметов.
Приложение 2.Рабочие программы факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности
Приложение 3. Критерии оценивания
Приложение 4 Контрольно-измерительные материалы.
2.2.3 Требования к разделам ООП ООО
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации программы основного общего образования, в том числе способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел должен включать:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего
образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного
общего образования.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения
обучающимися программы основного общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего
образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику программы основного общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего
образования, в том числе адаптированной, должны:
1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими
организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному
предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;
рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;
программы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных
учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных
областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы основного общего
образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего
образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего
образования, в том числе адаптированной, должна:
отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной
деятельности;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного
общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных
результатов;
предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм
обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных,
исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения,
испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе
формируемых с использованием цифровых технологий;
предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки
обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного
общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и
содержания:
промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
оценки проектной деятельности обучающихся.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного
общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с
учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
Содержательный раздел программы основного общего образования, в том числе
адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания;
программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся
с ОВЗ).
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований
ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей должны включать:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна
обеспечивать:
развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование
внутренней
позиции
личности,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся;
формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях
для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся,
готовности к решению практических задач;
повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций
в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,
научно-практических конференциях, олимпиадах;
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,
обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне
общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации,
презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением
безопасного использования средств ИКТ и информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее - сеть Интернет), формирование культуры пользования ИКТ;
формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития
общества.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна
содержать:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской
деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в
том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:
анализ воспитательного процесса в Организации;
цель и задачи воспитания обучающихся;
виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации,
интересов субъектов воспитания, тематики модулей;
систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся.
Рабочая программа воспитания должна обеспечивать:
создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную
деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации,
класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики
с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию
возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию обучающихся,
практическую подготовку;
содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в
семье;
учет социальных потребностей семей обучающихся;
совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования
у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально
позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или)
социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур;
создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного
самопознания; самоорганизации жизнедеятельности; формирования позитивной самооценки,
самоуважению; поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации
личностного потенциала;
формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности,
необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других
людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и
правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник,
гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие
идеологии экстремизма и терроризма;
развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного
социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с
противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и формирование знаний о
семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи,
стремления к духовно-нравственному совершенствованию;
стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности,
формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и
практического познания устройства мира;
формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе
в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных
ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора
здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию
необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения;
условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в
отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной
среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного
деструктивного характера;
создание условий для формирования у обучающихся установки на систематические занятия
физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов
двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; для осознанного
отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; для
овладения обучающимися современными оздоровительными технологиями, в том числе на
основе навыков личной гигиены; в целях недопущения употребления наркотических средств и
психотропных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния
окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и
общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся видах деятельности, организуемых
Организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения;
формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно
полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей
профессии; организацию участия обучающихся в благоустройстве класса, Организации,
населенного пункта, в котором они проживают;
информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на
местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации
обучающихся через систему мероприятий, проводимых Организацией совместно с различными
предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентационной работы,
практической подготовки;
оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их
профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации,
способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения
образования и выбора профессии.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы
основного общего образования, в том числе адаптированной.
Программа коррекционной работы должна содержать:
описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
план индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы основного общего образования, в том числе
адаптированной;
рабочие программы коррекционных учебных курсов;
перечень дополнительных коррекционных учебных курсов и их рабочие программы (при
наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью
корректировки индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ,
обусловленных особенностями их развития;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии).
Организационный раздел программы основного общего образования, в том числе
адаптированной, должен определять общие рамки организации образовательной деятельности,
организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования
и включать:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в
которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе
адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС
2.3.
Структура и содержание образовательных программ среднего общего
образования
Общие положения
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации ООП
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации ООП
1.1.3 Общая характеристика ООП
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
1.3.1 Общие положения
1.3.2 Особенности оценки результатов
1.3.3 Организация и содержание оценочных процедур
2. Содержательный раздел
2.1 Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей
2.2 Программа формирования универсальных учебных действий
2.2.1 Описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
2.2.2 Характеристика регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся
2.3 Рабочая программа воспитания
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Целевой раздел
2.4 Программа коррекционной работы
2.4.1 Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами, на уровне среднего общего образования
2.4.2 Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания,
проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов
2.4.3 Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
2.4.4 Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и стратегическую
направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной
педагогики, специальной психологии, медицинских работников
2.4.5
Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план среднего общего образования
3.2. План внеурочной деятельности
3.3 Календарный учебный график
3.4 Календарный план воспитательной работы
3.5 Система условий реализации основной образовательной программы
3.5.1 Пояснительная записка
3.5.2 Информационная образовательная среда
3.5.3 Учебно-методические условия реализации ООП
3.5.4 Материально-технические условия реализации ООП
3.5.5 Психолого-педагогические условия реализации ООП
3.5.6 Кадровые условия реализации ООП
3.5.7 Финансово-экономические условия реализации ООП
3.5.8 Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
2.3. Содержание основной образовательной программы среднего общего образования.
2.3.1. Целевой раздел основной образовательной программы среднего общего образования
содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования; систему оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования.
2.3.1.1. Пояснительная записка включает: цели и задачи реализации образовательной
программы среднего общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения
обучающимися образовательной программы среднего общего образования с учетом
образовательных потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных
представителей); принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной
программы среднего общего образования; общую характеристику .
2.3.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего
общего образования.
Содержание планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего
образования отражает специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей
изучения отдельных учебных предметов, курсов), соответствует возрастным особенностям
обучающихся.
Предложенные в разделе личностные, метапредметные и предметные результаты являются
основой для выстраивания в образовательной организации системы оценки качества освоения
обучающимися образовательной программы среднего общего образования в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Раздел «Планируемые результаты освоения образовательной программы среднего общего
образования» является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов и курсов.
2.3.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной
программы основного общего образования.
Данный раздел:
1) закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на
управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
2) ориентирует образовательную деятельность на реализацию требований к результатам
освоения основной образовательной программы;
3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов;
4) предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих
друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания
(тесты) и иное);
5) позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие
уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,
при оценке деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность,
педагогических работников.
Система оценивания результатов освоения обучающимся образовательной программы среднего
общего образования в образовательной организации включает в себя описание организации и
форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках
урочной и внеурочной деятельности; организации, содержания и критериев оценки результатов
по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию; организации,
критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской
и проектной деятельности обучающихся.
2.3.2. Содержательный раздел основной образовательной программы.
2.3.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего
образования включает в себя:
1) описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
2) характеристику регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся;
2.3.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
2.3.2.3. Рабочая программа воспитания обучающихся при получении среднего общего
образования обеспечивает достижение выпускниками личностных результатов освоения
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта; формирование
уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества,
учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится
организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и
индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального
взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.
Рабочая программа воспитания содержит: пояснительную записку, целевой раздел
Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы среднего общего
образования.
Программа коррекционной работы должна содержать:
описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
перечень и содержание индивидуально ориентированных диагностических и коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ и освоение ими программы среднего общего образования
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке с целью корректировки
индивидуального плана диагностических и коррекционных мероприятий.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ,
обусловленных особенностями их развития;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
2.3.3. Организационный раздел основной образовательной программы
2.3.3.1. Учебный план среднего общего образования (далее - учебный план) является одним из
основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных
планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов
по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов
по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне.
2.3.3.2. План внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при
получении среднего общего образования.
2.3.3.3. Система условий реализации основной образовательной программы разрабатывается на
основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы. Система условий содержит:
информационные,учебно-методические,материально-технические,психологопедагогические,кадровые,финансов-экономические и механизмы достижения целевых
ориентиров;
III .Порядок разработки образовательных программ общего образования
3.1. Основные образовательные программы начального общего, основного общего
образования и среднего общего образования разрабатываются, утверждается и реализуется
образовательной организацией самостоятельно.
3.2. Образовательные программы начального общего, основного общего образования и
среднего общего образования разрабатываются на уровень образования
3.3
Администрация образовательной организации:
• организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых
образовательных услуг на уровне начального ,основного и среднего общего образования,
социологических и статистических исследований;
• формирует и утверждает приказом рабочую группу по разработке проекта
образовательных программ;
• обеспечивает участие в процессе разработки родительской общественности, педагогов
разных уровней школьного образования, администрации образовательной организации,
исходя из целей и задач образовательной организации.
3.4. При оформлении образовательных программ учитываются следующие требования:
В титульном листе указывается: полное наименование образовательной организации в
соответствии с уставом; где, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена я
образовательная программа (с реквизитами утверждающего нормативного акта); указание
уровня образования; срок реализации данной программы; год разработки. Титульный лист
должен быть оформлен в соответствии с Приложением к данному Положению.
3.4.1.
IV. Порядок утверждения и внесения изменений в образовательные программы
общего образования
4.1. Образовательные программы общего образования утверждаются не позднее начала
нового учебного года.
4.2. Утверждение образовательной программы общего образования образовательной
организации осуществляется в соответствии с уставом образовательной организации.
4.3. Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в образовательные
программы общего образования.
4.4. Вносимые изменения рассматриваются на педагогическом совете, Совете школы и
утверждаются приказом директора по школе.
4.5. Изменения и дополнения в образовательные программы общего образования
принимаются на педагогическом совете и утверждаются приказом директора.
4.6. Образовательные программы общего образования предоставляется администрацией
организации на рассмотрение Совету школы, которому в соответствии с Уставом
делегированы данные полномочия.
4.7. При рассмотрении на титульном листе образовательной программы ставится гриф:
«Рассмотрена». Реквизиты протокола заседания.
При наличии замечаний, предложений к проекту образовательной программы, программа
возвращается на доработку с указанием замечаний и предложений по внесению в неё
изменений. Переработанная программа повторно представляется образовательной
организацией на рассмотрение органом самоуправления школы.
4.8. Решение педагогического совета утверждается приказом директора образовательной
организации, который ставит гриф утверждения на титульном листе: «УТВЕРЖДЕНА».
Реквизиты приказа. Директор (подпись). Расшифровка подписи.
V.Оценка эффективности реализации образовательной программы основного общего
образования
5.1. Оценка эффективности деятельности образовательной организации осуществляется на
основе оценок достижения планируемых результатов освоения образовательных программ
общего образования.
5.2. Результаты и эффективность образовательных программ обсуждаются на педагогических
советах, заседаниях органа самоуправления образовательной организации, школьных
методических объединений.
5.3. Ежегодные итоги реализации отражаются в публичном докладе руководителя
образовательной организации.
VI.Порядок вступления Положения в силу и способ его опубликования
Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором.
Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке.
6.1.
После утверждения Положения или изменений, внесенных в него, текст Положения или
изменений размещается на официальном сайте МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска»
(http://school30chel.ucoz.ru/)
6.2.
Приложение №1
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Челябинска им. Н.А.Худякова»
СОГЛАСОВАНО:
на заседании методического
РАСМОТРЕНО:
на заседании
УТВЕРЖДЕНА:
Директор МАОУ «СОШ № 30 г .Челябинска»
совета МАОУ «СОШ№ 30 г.Челябинска» Совета МАОУ СОШ №30
протокол № _от
протокол № _ от
« _»
20 г
«_»
20
г
Е.В.Шадрина
приказ №
от
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска»
Протокол №
от
Основная образовательная программа
основного общего образования
МАОУ «СОШ №30г.Челябинска»