КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Челябинска им. Н.А.Худякова» Принята на заседании методического совета Согласовано: МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» Заместитель директора по ВР ______________Е.В. Тимиргазеева от «27» августа 2022 г. «27» августа 2022 г. Протокол №1 Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска» _________________Е.В. Шадрина «27» августа 2022 г. Шадрина Е.В. Подписано цифровой подписью: Шадрина Е.В. Дата: 2022.11.15 11:37:02 +05'00' ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Профессиональные пробы» срок реализации программы: 1 год (возраст учащихся: 13-14 лет) Автор-составитель: Нусратуллина И.А. педагог дополнительного образования Пояснительная записка Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие из детей не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. У многих из обучающихся отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной само идентификации в новых экономических условиях. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь и поддержку. Она интегрирует знания обучающихся о мире профессий, психологических особенностях деятельности работника, практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств. Цели курса: 1. актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; 2. развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Задачи курса: 1. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании 2. сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; 3. ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров 4. ознакомить учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях; 5. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб. В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения. Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого. Наименование разделов/тем Содержание учебного материала Объём часов Раздел 1. Из истории профориентации (1 час) Введение в курс. Исторические Изучение исторических 1 сведения о профессиях. сведений о появлении профессий. Раздел 2. Мир профессий и его многообразие (3 часа) Что есть профессия? Изучение специфики терминов 1 профессия, профориентация. Классификация профессий – как Изучение типов профессий. 1 ориентироваться в мире Знакомство с классификацией профессий. Е.А. Климова по предмету труда и по трудовым операциям или целям труда. Прохождение диагностики типа 1 профессии по Климову. Раздел 3. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (3 часа) Интересы и склонности в выборе Составление карты интересов и 1 профессий. Психодиагностика. склонностей. Как разобраться в своих Обсуждение возможностей 2 способностях? человека в профессиональной Интеллектуальные способности. деятельности. Прохождение Способности к профессиям теста по методике Л.А. социального типа. Способности к Йовайши. офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Раздел 4. Проекты ранней профессиональной ориентации школьников (2 часа) Федеральный проект «Билет в Круглый стол «Результаты 2 будущее» и «Проектория». участия в проектах»