профессиональные пробы

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 г. Челябинска им. Н.А.Худякова»

Принята на заседании методического совета

Согласовано:

МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска»

Заместитель директора по ВР
______________Е.В. Тимиргазеева

от «27» августа 2022 г.

«27» августа 2022 г.

Протокол №1
Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ №30 г.Челябинска»
_________________Е.В. Шадрина
«27» августа 2022 г.

Шадрина
Е.В.

Подписано цифровой
подписью: Шадрина Е.В.
Дата: 2022.11.15
11:37:02 +05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Профессиональные пробы»
срок реализации программы: 1 год
(возраст учащихся: 13-14 лет)

Автор-составитель:
Нусратуллина И.А.
педагог дополнительного образования

Пояснительная записка
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава
профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции
существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг,
индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между
обществом и личностью.
Проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие из детей не обладают
информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем
занимается данный специалист, каков характер и условия его труда в конкретной
профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные
склонности. У многих из обучающихся отсутствует индивидуальный
образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном
выборе продолжения образования и не выражена готовность к последующей
самореализации и дальнейшей профессиональной само идентификации в новых
экономических условиях. Одним из способов решения указанных проблем является
организация и проведение профессиональных проб.
Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор
формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий
сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах,
запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь и
поддержку. Она интегрирует знания обучающихся о мире профессий,
психологических особенностях деятельности работника, практическую проверку
собственных индивидуально-психологических качеств.
Цели курса:
1. актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за
счет специальной организации их деятельности, включающей получение
знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе
профессиональных проб;
2. развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в
современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
1. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения
границ самовосприятия, пробуждения потребности в
самосовершенствовании
2. сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;

3. ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и
конкуренции кадров
4. ознакомить учащихся с группой родственных или смежных профессий,
содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях;
5. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в
систему специально организованных профессиональных проб.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы
организации занятий и методы обучения: комбинированный урок,
конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и
групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары,
описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий,
диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов
и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке
и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными
упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим
материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся
соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми
к человеку определенной профессии, намечают планы реализации
профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением
курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить
полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт
работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь
дальнейшего профессионального обучения.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения
профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная
внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка
рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных
творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др.
В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер
производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу,
оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь
определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения
следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии,
совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности,
корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных
особенностей каждого.

Наименование разделов/тем
Содержание учебного материала
Объём часов
Раздел 1. Из истории профориентации (1 час)
Введение в курс. Исторические
Изучение исторических
1
сведения о профессиях.
сведений о появлении
профессий.
Раздел 2. Мир профессий и его многообразие (3 часа)
Что есть профессия?
Изучение специфики терминов
1
профессия, профориентация.
Классификация профессий – как
Изучение типов профессий.
1
ориентироваться в мире
Знакомство с классификацией
профессий.
Е.А. Климова по предмету труда
и по трудовым операциям или
целям труда.
Прохождение диагностики типа
1
профессии по Климову.
Раздел 3. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (3 часа)
Интересы и склонности в выборе
Составление карты интересов и
1
профессий. Психодиагностика.
склонностей.
Как разобраться в своих
Обсуждение возможностей
2
способностях?
человека в профессиональной
Интеллектуальные способности.
деятельности. Прохождение
Способности к профессиям
теста по методике Л.А.
социального типа. Способности к
Йовайши.
офисным видам деятельности.
Способности к
предпринимательской
деятельности.
Раздел 4. Проекты ранней профессиональной ориентации школьников (2 часа)
Федеральный проект «Билет в
Круглый стол «Результаты
2
будущее» и «Проектория».
участия в проектах»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».